Логотип
Личный кабинет
Избранное -
  • Продукты
  • Бытовая техника
  • Еще
    • Электроника
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Электроника
  • Еще
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Детские товары
  • Еще
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Красота и здоровье
  • Еще
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых

Новые инструменты борьбы ФСА

Дарья Казимирова, участник сообщества

Иван Лебедев, начальник управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Росаккредитации, рассказал «Росконтролю» о новых методах и инструментах борьбы с неблагонадежными участниками рынка оценки соответствия. Представители ФСА полагают, что появившиеся у их ведомства новые возможности в ближайшее время позволят добиться значительных результатов в борьбе с недобросовестными сертификаторами.

Новые инструменты борьбы ФСА

— Согласно опубликованной на вашем сайте статистике, количество приостановленных аккредитованных лиц постоянно растет. С чем это связано?

— Говоря о результатах контрольной деятельности Росаккредитации, я бы сделал акцент прежде всего на качественных показателях, а не количественных. Поясню. В 2012 и 2013 годах бизнес-сообщество было серьезно обеспокоено большим количеством приостановок, связанных с незначительными нарушениями. Это действительно было большой проблемой, так как существовавшая на тот момент нормативная база не позволяла нам поступать иначе. Мы обязаны были незамедлительно приостановить деятельность организации за любые, даже несущественные нарушения, вплоть до опечаток и описок в выданных сертификатах или неуказанного номера телефона.

Но мы прислушиваемся к голосу бизнес-сообщества и пытаемся реагировать на его замечания. Поэтому, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, было принято решение подготовить перечень незначительных нарушений, за которые не предусмотрена приостановка деятельности. Для этого была создана специальная экспертная группа, в состав которой вошли все заинтересованные стороны: и сотрудники Росаккредитации, и представители органов по сертификации и испытательных лабораторий, и эксперты. Разработанный ими перечень утвержден приказом Министерства экономического развития от 30.05.2014 №  322, которым мы сейчас руководствуемся при проведении проверок. Поэтому среди приостановленных за последнее время организаций нет тех, которые допустили в своей деятельности незначительные нарушения.

Рост же числа приостановок обусловлен, прежде всего, новым подходом к работе.

— В чем заключается этот подход?

— В целом можно сказать, что мы постепенно уходим от точечного контроля, основанного на поступающих в Росаккредитацию жалобах. Теперь наша контрольная деятельность строится преимущественно на системе анализа рисков и профилактике рынка.

Эта происходит следующим образом. Созданный в рамках контрольного управления аналитический отдел собирает информацию из источников, которыми располагает Росаккредитация, прежде всего — реестров: реестра аккредитованных лиц, зарегистрированных сертификатов и деклараций о соответствии. Далее проводится системный анализ собранных данных и выявляются так называемые зоны риска, по которым необходимо проводить проверочные мероприятия и в короткие сроки выявлять и пресекать деятельность сомнительных организаций. После этого соответствующая информация направляется в контролирующие органы. Как показывает наша статистика, по этой информации незамедлительно начинается работа.

Новые инструменты борьбы ФСА рис-2

— Не могли бы Вы привести примеры, как на практике реализуется такой риск-ориентированный подход?

— В качестве примера можно привести аналитическую работу по выявлению потенциальных нарушителей, которую мы ведем в настоящее время. В рамках этой работы нами была обобщена обширная практика проведения контрольных мероприятий и на основании этой практики выделены классифицирующие признаки нарушителей.

Эти признаки сигнализируют о том, что организация имеет высокую степень риска, и у нас есть обоснованный повод сомневаться в ее добросовестности.

Признаки были разработаны с учетом классификации нарушений и разделены на несколько групп в зависимости от того, на какой стадии их можно выявить. Признаки первой группы обнаруживаются в момент подготовки к аккредитации, либо непосредственно во время аккредитации этих органов. Мы начинаем выявлять массовых учредителей органов по сертификации, что нередко является сигналом противоправной деятельности, сличаем экспертов, которые уже ранее подверглись нашим административным наказаниям или были вовлечены в какую-то недобросовестную деятельность других органов. Эти меры позволяют в момент аккредитации не допустить на рынок потенциально опасных игроков, которые изначально нацелены на недобросовестную работу и получение максимальной прибыли.

Признаки второй группы выявляются уже при проведении проверок. Это и отсутствие у аккредитованного лица необходимого оборудования, и невозможность найти организацию по ее юридическому адресу, и уклонение от проверки, и другие грубые нарушения.

Наконец, признаки третьей группы выявляются в рамках работы, проводимой аналитическим отделом и основанной на анализе открытых данных. Например, если в ходе анализа данных из реестра сертификатов соответствия мы видим, что количество выданных организацией сертификатов соответствия превышает ее физические возможности, это служит для нас тревожным сигналом.

В этой связи необходимо отметить, что с мая 2014 года Росаккредитация наделена правом проводить административные расследования. Это уже другая процедура, которая существенным образом отличается от мероприятий по контролю и позволяет нам оперативно реагировать на нарушения, обнаруженные нашим аналитическим подразделением.

Новые инструменты борьбы ФСА рис-3

— В открытой статистике Росаккредитации есть информация о том, что деятельность 90% аккредитованных лиц была прекращена по их собственным заявлениям. Есть ли риск, что такие организации впоследствии снова выйдут на рынок?

— Аккредитованные лица действительно могут воспользоваться госуслугой и самостоятельно прекратить действие аттестата аккредитации, не дожидаясь начала нашей проверки. Но, на мой взгляд, это тоже неплохая профилактика рынка: недобросовестные организации понимают, что они не смогут пройти нашу процедуру и пытаются максимально быстро самостоятельно прекратить действие своего аттестата аккредитации.

Однако такие суетливые меры не позволяют юридическому лицу уйти от ответственности. И если организация ведет активную недобросовестную деятельность, чуть раньше или чуть позже она попадется и будет привлечена к административной ответственности. А штрафы за нарушения в процессе испытаний и сертификации продукции сегодня достаточно высоки.

— Среднее количество собираемых штрафов в месяц около полутора миллионов рублей. Получается, средняя сумма штрафа составляет порядка 70 – 80 тыс. руб. на лицо. Как Вы считаете, это заметное наказание? Ведь в законе фигурируют суммы и в 400 тыс. руб. Возможно, такие средние штрафы присуждаются как «защита малого бизнеса»? Как же тогда защищать рынок и потребителя?

— Нужно понимать, что штрафы накладываются не нами, но по нашей инициативе. Мы обращаемся в суд, и уже там принимается решение о том, виновно лицо или нет, и в каком размере его оштрафовать.

Возможно, суд и учитывает интересы малого бизнеса, но я могу сказать, что это не спасение для органов по сертификации, которые допускают в своей работе системные нарушения. Сегодня проводится большое количество проверочных мероприятий, в рамках которых в суды направляются сотни дел по привлечению к административной ответственности. Даже если суд назначит наказание ниже установленного предела, в любом случае, суммарно эти штрафы весьма чувствительны для нарушителя. Например, в нашей практике были случаи, когда на одно юридическое лицо был наложен суммарный штраф в размере более 7 миллионов рублей.

Думаю, что в скором времени такие системные меры позволят существенно сократить число теневых игроков на рынке подтверждения соответствия.

— Вы наверняка ощущаете на себе давление недобросовестной части рынка оценки соответствия, ведь ваша деятельность очень больно бьёт по целой индустрии «продажи» сертификатов. Какие способы использует недобросовестный рынок?

— Росаккредитация, безусловно, ощущает на себе давление теневого рынка по продажам сертификатов. Недоброжелатели всячески пытаются распространять недостоверную информацию в СМИ, приводя ложные факты и обстоятельства и искажая существующую статистику, указывая на отдельные эпизоды как на постоянные ошибки в деятельности Росаккредитации. Кроме того, давление на нас выражается и в попытках массово обжаловать действия наших сотрудников в суде. К нашей работе привлекается внимание прокуратуры и других инстанций. Мы не говорим о том, что мы всегда правы и что наши решения не подлежат обжалованию. Речь идет прежде всего о целенаправленном и системном подходе, направленном на подрыв нашей работы. Эти жалобы никоим образом не отражаются на результатах нашей контрольной деятельности, однако существенно отвлекают от нашей непосредственной работы.

— Даже такой сильной организации, как Росаккредитация, может понадобиться поддержка общественности в вашем правильном и очень нелёгком деле. В чем, по-вашему, должна выражаться такая поддержка?

— Конечно, мы нуждаемся в поддержке и бизнеса, и потребителей. Мы заинтересованы в сотрудничестве с некоммерческими объединениями, которые способны выходить с предложениями об изменении нормативной базы, делиться своими предложениями в рамках проведения мероприятий по контролю, помогать нам с решениями в непростых ситуациях. У нас уже есть примеры такого сотрудничества с крупными ассоциациями производителей. Например, в прошлом году к нам обратился Союз производителей соков, который выражал свою озабоченность в связи с распространением некачественной соковой продукции, в том числе детского питания. Мы провели проверку, в результате которой все факты, изложенные в обращении, подтвердились: соки действительно были испытаны не по надлежащим нормативным документам и не по всем необходимым показателям. В итоге было отозвано семь сертификатов и десять протоколов испытаний на некачественную продукцию.

Другой пример – это совместная работа с некоммерческим партнерством «Фармтехэксперт». С ними мы взаимодействуем по нормативным вопросам, прежде всего – по вопросу разработки правил сертификации и декларирования лекарственных средств и медицинских изделий.

— Можем ли мы как представители потребителей надеяться на то, что в ближайшей перспективе отечественный сертификационный рынок добьется заслуженного доверия со стороны нашего и зарубежного бизнеса и потребителей?

Здесь важно отметить следующее. Тот комплекс мер, который сегодня применяется в рамках контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и новые инструменты, которые получила Росаккредитация, направлены в первую очередь на создание благоприятных условий работы для добросовестных организаций. Наша цель не в том, чтобы «закрыть» максимальное число органов, а в том, чтобы повысить ответственность бизнеса. И уже сейчас мы видим, что во многих органах по сертификации и испытательных лабораториях кардинально меняется отношение к работе. Закупается современное лабораторное оборудование, вкладываются средства в техническое оснащение и подготовку сотрудников, совершенствуются бизнес-процессы. Мы видим это в том числе и в ходе наших проверок.

Все это лишь первые признаки качественных изменений на рынке, но эти признаки есть и они позволяют говорить о том, что в обозримом будущем мы придем к цивилизованному рынку подтверждения соответствия, основанному на качественных и тщательных испытаниях продукции.

— И последний вопрос. Отражается ли текущая экономическая ситуация на рынке сертификации?

— Экономическая ситуация, бесспорно, оказывает значительное влияние на рынок сертификационных услуг. Эти услуги, как известно, в значительной степени связаны с поставками товара из-за рубежа. А в плане антикризисных мер, который 27 января был утвержден Правительством Российской Федерации, один из разделов посвящен импортозамещению. Количество импортной продукции по ряду направлений сократится, а по ряду наименований уже сократилось из-за введенного эмбарго на поставки продовольствия. Соответственно, в этом сегменте рынка сертификационных услуг неизбежен спад, а также переориентация с импортной продукции на отечественную.

02 марта 2015

Комментарии
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Реклама

×

Тариф

Вы выбрали уровень подписки Free.

Цена за подписку сейчас составляет 0,00₽.


Регистрация подписчика Уже есть учетная запись? Войдите здесь

ОСТАВЬТЕ ЭТО ПУСТЫМ