Логотип
Личный кабинет
Избранное -
  • Продукты
  • Бытовая техника
  • Еще
    • Электроника
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Электроника
  • Еще
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Детские товары
  • Еще
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Красота и здоровье
  • Еще
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых

Огромный спрос и недостойные предложения

Дарья Казимирова, участник сообщества

Хорошего специалиста найти всегда непросто. Особенно трудной эта задача становится в области сертификации. Здесь ценного сотрудника не сыскать днем с огнем. Почему так происходит, рассказала в своем интервью Наталья Матях, исполнительный директор агентства «РСТ».

Огромный спрос и недостойные предложения

— Наталья, расскажите, как обстоит ситуация с кадрами на рынке сертификации. В ОС, в ИЛ.

— Ситуация катастрофическая. Институтские программы обучения не выдерживают никакой критики – студенты, мягко говоря, ничего не знают. При устройстве на работу представления о том, что такое сертификация, весьма облачные, и, к сожалению, ничего не подозревающих бывших студентов очень легко обмануть. Другими словами, они просто не знают, на что ориентироваться, кому можно верить – оказывается, бывают «черные» и «белые» ОС. Учитывая, что «черных» подавляющее большинство и у них постоянный набор, именно к ним чаще всего попадают на работу, где единственная задача начинающего сертификатора – «холодный» прозвон, это красиво называется расширением клиентской базы. Нашел клиента и тащи его всеми правдами и неправдами. Учитывая, что никакого обучения не проводится, новоиспеченные сертификаторы штудируют Интернет в поисках хоть какой-то информации по сертификации, которая, как правило, трактована такими же «профессионалами», в качестве основных знаний ложатся хаотично собранные по сайтам статьи и чьи-то трактовки. В итоге получается, ничего не знающий «специалист», который уже не хочет работать у «черных», потому что обманывают, да и звонить надоело, а до «белых» дотянуть не получается, ведь там нужно много учиться и меньше получать. Как результат, очень индикаторная картина: бесконечно ищущие работу «специалисты» по сертификации с пожеланиями от 70 тыс. и опытом по набиванию заявок.
Похожая ситуация с ИЛ: сейчас уже несложно представить себе испытателя, который ни разу ничего не испытывал, зато профессионально распечатывает протоколы испытаний с десятками ошибок. Куда дальше? Только блуждать по виртуальным лабораториям, которые работают с «черными» ОС. Такой вот круг…

Существуют ли легкие способы решения этих проблем?

На систему образования жаловаться смысла нет, хотя очень хочется. Возможно, имея представления о практической сертификации, кандидат смог бы отличить добро от зла. Может быть, ценности какие-то прививались бы.
С другой стороны, понять, что ОС и ИЛ не самые порядочные, совсем несложно. Проблема, что «черные» ОС и ИЛ – это норма, а если норма, то почему бы в них не работать. Важно отметить: в таких организациях заявляют, что, работая у них, можно получить вполне симпатичные деньги. Второй вопрос, что деньги как раз чаще не платят, но это неглавное. Главное, суммы озвучены, значит, «я столько стою», а это раздувает пузырь рынка труда. «Белые» организации, готовые учить и развивать, не могут найти кадры, которые ждут сразу больших денег. Важно понимать, что в настоящей сертификации платят за профессионализм, который нужно откуда-то взять. Легких способов я не вижу. Раздутый рынок вечно ищущих – это индикатор больной системы.

Огромный спрос и недостойные предложения рис-2

Как обычно проходит процедура подготовки персонала к работе в области сертификации, в ОС, ИЛ?

Если говорить о «черных» — читают брошюрки, задают вопросы под видом клиентов «знающим» органам. Иногда проводятся обучающие тренинги для персонала о том, что такое сертификация. Как правило, руководству неинтересно обучать людей, достаточно научить первичным понятиям, чтобы сотрудники могли привлекать клиентов.
Если мы говорим о «белых» ОС, то это постоянное обучение персонала экспертами и специалистами на базе информации «от первоисточника»: семинары, рабочие группы, тренинги, периодические аттестации, курсы повышения квалификации и прочее. Это мощнейшая ежедневная школа с погружением.

А сертификация персонала? Какие Органы по сертификации экспертов есть в стране? Какие из них достойны доверия?

Пока ничего не поменялось. Есть самая известная система добровольной сертификации персонала РССП, которая начала выстраиваться давно и в первое время избрала очень правильный путь. В качестве базы была взята основа известной международной системы, чтобы потом взращивать правильную идею на нашей, российской почве, находясь в постоянном взаимодействии и под взаимным контролем западных аналогов.
Но благие намерения были очень скоро полностью забыты, а наша система начала полностью функционировать на развитие чёрного рынка ОС, поставляя им любое количество экспертов в любых областях. Разве возможно существование эксперта во всех существующих отраслях одновременно в лице одного человека? А сейчас таких подавляющее большинство. Очень удобно: берешь одного универсального эксперта-подписанта и создаешь на его базе ОС на все виды продукции: от трусов до нефтедобывающих комплексов.
Сейчас появляются новые СДС по сертификации экспертов, но остаётся устойчивое впечатление, что многие это используют для развития собственного сертификационного бизнеса. Сам «обучаю», сам провожу экспертизы, сам выдаю «сертификаты».
На сегодняшний день нет систем, которым можно доверять, есть люди и органы, заслуживающие доверия, но, к сожалению, их все меньше…

Огромный спрос и недостойные предложения рис-3

Насколько актуальна сегодня в России система добровольной сертификации экспертов? А на Западе?

По сути, безусловно, актуальна, но только это должна быть добросовестная СДС. Вопрос кому она сегодня нужна? Черному рынку точно нет. Ведь чем проще, тем дешевле. Значит, и себестоимость условного «сертификата» падает. Первая задача – мониторинг существующего рынка и его срочная реанимация, а потом уже построение правильной СДС.
На Западе совершенно другая система контроля и высочайшая ответственность конкретного человека. Один раз эксперта поймали на ошибке – экспертная профессиональная жизнь прекратилась. Там эксперт не может себе позволить подписывать чистые листы, на которые будет положено «экспертное заключение», и это Система с большой буквы.

Как Вы считаете, необходима СДС персонала для работы ОС и ИЛ? Как сильно это влияет на конкурентоспособность организации?

Ещё раз хочу отметить, что сертификация персонала, как независимая оценка знаний эксперта дана в помощь добросовестному органу, но это работает только в условиях правильного рынка добросовестной конкуренции среди компетентных ОС.
На таком чёрном рынке, при полном отсутствии контроля за экспертной деятельностью это никому не нужно. Если кто-то и захочет создать правильную СДС, она не сможет существовать даже по банальной причине – деньги. Большие накладные расходы потянут дорогие услуги и долгий путь до получения статуса эксперта.
Очень серьёзно влияет. Сегодня конкуренция вполне себе укладывается в два параметра: дёшево и быстро. Получается, чем проще, тем конкурентнее. Сначала надо построить «белый» рынок оценки соответствия, он сам потребует наличия соответствующего уровня СДС.

Как часто необходимо эксперту обновлять свои знания и проходить какие-то тренинги?
Считается, что раз в год. Но нормальные организации проводят обучающие мероприятия не реже раза в квартал, а некоторые и чаще. Ведь законы меняются, требуется постоянный поиск ответов на вопросы действующего законодательства из-за множества противоречий, поэтому на практике знания обновляются чуть ли не ежедневно.

Огромный спрос и недостойные предложения рис-4

Наталья, почему становление системы добровольной сертификации квалификаций в РФ является стратегически важной социально-экономической задачей?

Всё просто. Если отсутствует система обучения, сертификации и контроля экспертов в стране, то любой вопрос, связанный с технической безопасностью сложных объектов, с пищевой безопасностью или с детской, подвисает в воздухе. А ведь это вопрос безопасности и уровня качества жизни людей.
Если говорить о национальном потребительском рынке, то его развитие возможно только если он существует на основе добросовестной конкуренции. А это возможно исключительно при его прозрачности и открытости. Если нет ответов на вопросы по качеству, безопасности и, как следствие, формированию стоимости, импорту или экспорту товара, такой рынок становится «пиратским».
Как можно от «пиратского» рынка ожидать цивилизованного развития и государственного регулирования? Конечно, нельзя. Вот и важность социально-экономической задачи. А основа всему – добросовестный эксперт.

25 февраля 2014

Комментарии
5 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Реклама

×

Тариф

Вы выбрали уровень подписки Free.

Цена за подписку сейчас составляет 0,00₽.


Регистрация подписчика Уже есть учетная запись? Войдите здесь

ОСТАВЬТЕ ЭТО ПУСТЫМ