Логотип
Личный кабинет
Избранное -
  • Продукты
  • Бытовая техника
  • Еще
    • Электроника
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Электроника
  • Еще
    • Детские товары
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Детские товары
  • Еще
    • Красота и здоровье
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых
  • Красота и здоровье
  • Еще
    • Дом и сад
    • Бытовая химия
    • Спорт и отдых

Новый реестр — в помощь или на выживание?

Дарья Казимирова, участник сообщества

Новый проект Росаккредитации — Единый реестр протоколов испытаний вызвал неоднозначную реакцию экспертного сообщества. С одной стороны, появилась слабая надежда на искоренение черных сертификаторов, с другой — опасения, что в результате очередной инициативы пострадают как обычно белые. Своим мнением с Росконтролем поделились эксперты Иван Болдырев и Михаил Богатов. Суть законопроекта заключается в том, что испытательные лаборатории должны будут в обязательном порядке вносить в Единый реестр сведения о протоколах испытаний, которые стали основанием для выдачи сертификата соответствия или же регистрации декларации о соответствии (обращаем внимание, только те протоколы испытаний, на основании которых выдавался сертификат или регистрировалась декларация соответствия). Данный Реестр будет размещаться в открытом доступе. И потому все заинтересованные лица смогут с ним ознакомиться.

Новый реестр — в помощь или на выживание?

Помогут ли системные изменения?

Михаил Богатов, представитель Ростеста в Китае, уверен, что существует насущная необходимость в создании подобного реестра, но с оговорками. «Важен не сам факт введения реестра, а контент — какая именно информация будет собираться в реестр, как она будет структурирована», — говорит Богатов. А вот Иван Болдырев, исполнительный директор Ассоциации аналитических лабораторий «Аналитика», с ним не согласен и утверждает, что никакой необходимости в реестре нет. «Единственный потребитель протокола тот, кто заказал проведение испытаний. Он заплатил за испытания и получил результат. Как использовать полученные данные — его дело. Я не понимаю, зачем кому-то нужна информация из этого реестра», — недоумевает Болдырев, — Мне приходит в голову только две цели создания реестров: освоить бюджетные деньги и получить обоснование увеличения штатной численности ведомства», — комментирует новый закон Болдырев.

По мнению специалистов, сегодня приходится сталкиваться с совершенно очевидными минусами в системе получения сертификатов. «Из контента сертификата ТС нельзя сделать вывод о том, на соответствии каким стандартам проходило испытание продукции. Протоколы недоступны и строгие правила оформления протоколов отсутствуют», — рассказывает Богатов. По его мнению, настолько сложную задачу сложно решить даже такой серьезной организации как СВ. Болдырев уверен, что тот способ, который есть сегодня, всё ещё актуален и действенен. «Есть прямой путь определить фальсификацию протокола: следует обратиться в испытательную лабораторию и попросить подтвердить подлинность протокола. Лаборатории заинтересованы в том, чтобы их протоколы не подделывались и, я уверен, вам никто не окажет», — считает Болдырев.

Польза или вред от нововведений

Новый реестр — в помощь или на выживание? рис-2

На вопрос, лежащий на поверхности нового законодательства, выиграют ли исследовательские лаборатории от нововведения, экспертное сообщество даёт также разные ответы. «Конечно, не выиграют! Зачем им эта лишняя головная боль? И это не только прямые затраты на заполнение форм, пересылку и т.д. Это ещё и проблемы с заказчиком. Ведь он собственник протокола. И требовать от лабораторий передачу чужой собственности не только безнравственно, но и незаконно», — считает Болдырев.

Богатов настроен более оптимистично и уверен, что добросовестные лаборатории должны выиграть,а недобросовестные должны проиграть и тем самым превратится в добросовестные или уйти с рынка. «Если все будет сделано грамотно, то введение нового реестра поможет улучшить сущестствующую систему и сделать ее более прозрачной», — говорит он. Такие же задачи заявлены в официальной новости Росаккредетации. По мнению инициаторов проекта, формирование Реестра и открытый доступ к нему позволит значительно сократить количество недобросовестных организаций, использующих поддельные протоколы испытаний с целью получения сертификата или регистрации декларации о соответствии.

Однако, результат введения нового реестра будет зависеть от того, какую информацию будут в него собирать. Если это будут просто копии протоколов (например, в формате pdf), то это может привести к перезагрузке сервера, сложности поиска на сайте и проблемам с производителями продукции (открытый доступ технической информации). «Аналогичный реест был введен в Аргентине, и это привело к тому, что в страну перестали завозить технические новинки», — рассказал Богатов.

Семь раз отмерь — один проконсультируйся с производителем

Богатов уверен, что прежде чем вводить подобную систему следует предпринять меры предосторожности. «Во-первых, подготовить и внедрить единые правила оформления протоколов испытаний (единая для системы, строго регламентированная и кодифицированная нумерация протоколов и единый стандарт оформления протоколов) обязательные к исполнению для всех лабораторий и испытательных центров», — советует Богатов. Также, по его мнению, необходимо провести переговоры с производителями и продавцами бытовой и ИТ-техники на предмет того, какую часть информации из протоколов они готовы опубликовать.
Известно, что в рамках личных кабинетов для испытательных лабораторий будут доступны функции по добавлению, редактированию, поиску и удалению протоколов испытаний. А список сведений, которые необходимо вносить в Реестр, включает:

— реквизиты протокола испытаний (номер, дата, наименование, результат проведённых испытаний, заключение и др.);

— информацию об испытательной лаборатории, выдавшей протокол (наименование, номер аттестата и дата его выдачи, адрес и т.д.);

— сведения о продукции (вид, метод отбора образцов);

— сведения о заявке на выдачу протокола;

— информацию об органе по сертификации;

— сведения о заказчике_

Новый реестр — в помощь или на выживание? рис-3

«Необходимо реконструировать реестр и сделать часть информации доступной для всех, а часть — для экспертов по аккредитации и инспекторов», — говорит Богатов. И последнее: нужно два реестра: первый — сертификатов и деклараций, и второй — протоколов испытаний. «И в перспективе создать единый реестр протоколов испытаний, деклараций и сертификатов. Это позволит автоматически фильтровать «левые» документы. Для этого придется модифицировать имеющийся реестр сертификатов и деклараций (ввести фиксированные позиции для кодифицированных номеров протоколов) и адаптировать его к новому реестру», — советует Богатов.

И последнее: нужно два реестра — сертификатов и деклараций, и протоколов испытаний. «И в перспективе создать единый реестр протоколов испытаний, деклараций и сертификатов. Это позволит автоматически фильтровать левые документы. Для этого придётся модифицировать имеющийся реестр сертификатов и деклараций (ввести фиксированные позиции для кодифицированных номеров протоколов) и адаптировать его к новому реестру», — советует Богатов. Пока что предполагается, что пользователями реестра станут органы по сертификации, испытательные лаборатории и другие аккредитованные лица. Именно с помощью ФГИС планируется решать задачи по автоматизированному ведению Единого реестра протоколов испытаний.

20 декабря 2013

Комментарии
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Реклама

×

Тариф

Вы выбрали уровень подписки Free.

Цена за подписку сейчас составляет 0,00₽.


Регистрация подписчика Уже есть учетная запись? Войдите здесь

ОСТАВЬТЕ ЭТО ПУСТЫМ