Реклама
Реклама
Юлия Василькина, детский психолог,
Ольга очень заботится о питании своей семьи, а особенно 7-летнего сына. Правильной считается еда, которая приготовлена Ольгой самостоятельно. Покупные наггетсы, сосиски и пельмени предаются анафеме. Газированные напитки и даже соки это жидкий яд, а чипсы и крекеры – предательство пищевым принципам семьи. Ее Ваня знает все о вреде продуктов, и может прочитать лекцию по этому поводу, но почему-то еле-еле ест мамину еду, рассматривая в тарелке каждый кусочек…
Заботиться о питании, стараться выбирать «правильные» продукты и строить на них рацион, — разве не правильная позиция? Конечно, такой подход к питанию заслуживает уважения, ведь он направлен на сохранение здоровья близких и требует значительных знаний и затрат по времени. Но также такой подход может значительно невротизировать ребенка, в случае если в семье продукты воспринимаются как потенциальные враги.
В таких семьях родители слишком рано начинают внедрять «научный подход» в объяснениях ребенку, почему тот или иной продукт не стоит есть. Излишне подробные объяснения, пугающие истории про «одного мальчика, который все время ел чипсы…». Ребенок часто слышит разговоры о плохой еде и о том, что вся она ненатуральна и опасна. Такие истории не проходят мимо этой семьи, и награждаются грифом: «вот видишь, что бывает!..».
То, что кажется родителям разумной позицией и обучением ребенка здоровому отношению к продуктам, может стать почвой для развития у ребенка пищевого невроза.
Малышу, дошкольнику или даже младшему школьнику сложно разобраться во всех тонкостях оценки продуктов, и он делает целостный вывод: «любая еда опасна!».
Но и еда, которая подается дома, также как будто «рассматривается под микроскопом»: ребенок долго сидит над тарелкой, высматривая в мясе каждую жилку. Появляется особенная избирательность: смешанная еда (например, салат, овощное рагу, мясо под соусом) встречаются маской брезгливости, ребенок долго выбирает определенные кусочки, но удовольствия ни ему, ни родителям это не доставляет. Попытка убедить его попробовать что-то новое («очень полезное!», — возмущается мама) граничит с родительскими чудесами дипломатии.
Родители удивляются: мы прикладываем столько усилий, чтобы еда в доме была только качественная и полезная, а он каждый раз смотрит на тарелку, как на врага! Закрадываются подозрения в том, что ребенка «дурной характер» или «он просто над нами издевается». На самом деле у ребенка сформировался пищевой невроз, и ему нужна помощь. Он не «издевается», он действительно страдает не меньше!
Конечно, не все дети склонны к формированию пищевого невроза. Дети активные, не слишком послушные, рисковые, скорее пропустят мимо ушей все родительские нравоучения. Они будут игнорировать «страшилки», не упуская ни одного шанса попробовать строго запрещенные чипсы или леденцы; будут всеми силами добиваться того, чтобы им купили колбаски и хоть иногда газировки.
Если таким детям не будет нравиться «правильная» еда, они будут реагировать на тарелку не подозрительностью, а активным протестом, — и тогда считать, что они боятся еды, нет никаких оснований. Активные дети будут бороться, по-своему, по-детски, со слишком сильной напряженностью пищевой темой в семье.
Но есть дети иного склада: тревожные, мнительные, склонные к страхам. Которые крайне расположены к формированию различных невротических реакций. Если в семье принято бояться чужих – у них формируются различные страхи, дневные и ночные, связанные с устрашающими фигурами, незнакомыми людьми, монстрами. Если в семье почему-то боятся воды, такой ребенок будет бояться ее, даже текущую из крана. А если взрослые подозрительны к теме питания, то – добро пожаловать, пищевой невроз!
Помимо уже описанных симптомов, пищевой невроз может также проявляться в навязчивых движениях. Например, сокращении мышц гортани при жевании, которые будут вызывать поперхивания или даже рвоту. Попытки заставить съесть то, что лежит в тарелке, обычно приводят к еще большему отвращению и усилению рвоты. Часто у таких детей, помимо страха еды, можно найти еще 4-5 напряженных страхов.
Конечно, причины для того, чтобы ребенок боялся еды, могут быть и иные:
Но и во всех этих случаях родительский страх является важным элементом при решении вопроса: быть страху перед едой или нет. Чтобы изменить ситуацию, можно дать несколько рекомендаций:
1) Обратитесь к себе. Если ваш ребенок боится еды, подумайте, что в вашем поведении может провоцировать такую ситуацию. Возможно, вы насаждаете его страх, активно рассказывая об опасностях еды? Если это так, то без изменения ситуации с вашей стороны страх ребенка трудно будет победить.
Старайтесь искать реалистичную информацию об относительной пользе и вреде продуктов (вы как раз находитесь на сайте, где такой информации много!).
2) Не будьте «зеркалом». Иногда родители поддерживают детский страх, но, скорее, пассивно – через собственную реакцию. Иначе говоря, они тревожатся оттого, что тревожится ребенок. Ребенок, видя, что мама или бабушка испытывают тревогу вслед за ним, делает прямолинейный вывод: он беспокоится не напрасно! Раз родные беспокоятся, значит, действительно есть причины.
Поэтому, как бы ребенок ни тревожился, старайтесь выражать спокойствие и оптимизм. Так вы сможете разорвать круг вашей общей тревоги.
3) Пусть еда будет простой. Ребенку со страхом еды очень важно понимать, что именно он ест. Пусть в его тарелке будут «монопродукты»: макароны отдельно, мясо – отдельно, нарезанный помидор или огурец – отдельно. Старайтесь не давать ребенку смешанные блюда: салаты, рагу. Впрочем, к супу (негустому) такие дети относятся благосклонно.
4) Будьте терпеливы. Для того, чтобы справиться со страхом еды, понадобится некоторое время. Если он сформировался из-за травматического события, это время может быть не очень длительным. Но если причина в детской тревожности, наложившейся на слишком строгие убеждения родителей, времени понадобится гораздо дольше.
Во-первых, родителям нужно дать время осознать корни проблемы и изменить свое отношение, а во-вторых нужно учитывать, что страх формировался плавно и долго, и быстрых способов победы над ним нет.
5) Обратитесь к специалистам. Для начала лучше проконсультироваться у психолога. Он может дать рекомендации, исходя из индивидуальной ситуации и особенностей ребенка (и родителей), которые помогут преодолеть страх перед едой. Но иногда необходимо введение лекарственной терапии. Пищевой невроз – серьезное состояние, которое может привести к потере веса и состоянию, угрожающему жизни.
В этом случае психолог может рекомендовать обратиться к детскому психиатру, и этого не стоит бояться. Невроз – хоть и болезненное состояние, но временное, не связаное с серьезной психической патологией. Врач-психиатр может назначить препараты, которые снизят тревожность ребенка, и будут хорошим фоном в процессе работы над проблемой.
Позиция родителей, связанная с питанием, может быть причиной или дополнительным фактором для формирования у ребенка страха перед едой или даже пищевого невроза. Для того, чтобы повлиять на состояние ребенка, нужно снизить собственную напряженность и поработать над своей тревожностью.
Иногда ребенку и семье может понадобиться профессиональная помощь психолога или детского психиатра в преодолении тягостного состояния. Будьте здоровы!
Узнать, какие продукты действительно являются безопасными и качественными для питания вашего ребенка – вы можете в Каталоге РК.
Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.
04 апреля 2016
Иногда проблема детей, «которых невозможно накормить», кроется вовсе не в капризности, а в страхах. Почему же ребенок может бояться того, что находится в его тарелке? И как сильно качество еды влияет на отношение детей к ней?